17 мая состоялись парламентские слушания на тему: «О саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами»

Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству провёл парламентские слушания на тему: «Создание системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов: новые подходы, законодательные предложения». В них приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, Общественной палаты Российской Федерации, представители научного и экспертного сообщества. Основным вопросом обсуждения стал проект федерального закона № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», внесенный членами Совета Федерации С.Ю.Орловой, В.Е.Межевичем, С.М.Киричуком, Ю.В.Росляком, А.М.Чернецким; депутатами Государственной Думы В.А.Пехтиным, О.В.Морозовым, М.Л.Шаккумом, Е.Л.Николаевой, С.В.Журавлевым, а также В.П.Парфеновым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации.

Вела парламентские слушания председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. В своем вступительном слове она высказалась за решительную поддержку саморегулирования в жилищной сфере и его контроль со стороны профессионального сообщества, а также проинформировала участников слушаний о том, что обсуждаемый законопроект планируется Государственной Думой к рассмотрению в ближайшею пленарную неделю. В качестве условий для эффективной деятельности саморегулируемых организаций Г.Хованская отметила: добровольное членство в саморегулируемых организациях, в то время как обязательное членство, по её мнению, непременно ведёт к «запрету на профессию – исчезновение профессиональных управляющих – индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, функция которых заключается в заключении договоров, контроле за соблюдением этих договоров и отстаивании в судебном порядке прав собственников дома»; отсутствие какого-либо давления на саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами; определение размера взноса в компенсационный фонд на федеральном уровне, а не руководством саморегулируемой организации; дифференцированный подход и корректировка обязательного числа членов саморегулируемой организации. Эти условия, наравне с другими замечаниями, по мнению Г.Хованской, должны быть учтены и найти своё отражение в законопроекте при его подготовке ко второму чтению. «Мы за то, чтобы государство ушло из тех сфер, где его присутствие является избыточным и лишним. Но в тоже время нам нужно очень аккуратно делать первые шаги, учитывая опыт работы ресурсоснабжающих организаций, которые действуют практически в 2/3 российских регионов», - заключила Галина Хованская.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, один из соавторов проекта федерального закона Елена Николаева не согласилась с Галиной Хованской и подчеркнула, что введение членства в саморегулируемых организациях на обязательной основе является принципиальной и концептуальной новеллой внесённого законопроекта. «Саморегулирование – это один из наиболее действенных механизмов контроля, который даёт возможность профессионалам рынка, а не чиновникам определять основные правила игры. Добровольное членство – это действительно знак качества, но это не регулирование на рынке. Мы считаем, что именно обязательное членство способно защитить интересы граждан», - отметила Е.Николаева. Она также обратила внимание на то, что принятие законопроекта позволит значительно снизить риски присутствия в отрасли недобросовестных управляющих компаний, так как при вступление в СРО каждая управляющая компания должна будет отвечать заявленным стандартам и разработанным требованиям, которые предъявляются к технической оснащённости, финансовой устойчивости компании, квалификации руководителей, профессиональной подготовленности ее сотрудников, качеству и безопасности оказываемых услуг, страхованию профессиональной ответственности. «Такие условия позволят отсеять «фирмы-однодневки» ещё на стадии вступления в СРО», - подчеркнула Е.Николаева.

Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации Ирина Булгакова проинформировала участников слушаний о том, что Правительство Российской Федерации дало положительный отзыв на законопроект, указав при этом на ряд замечаний. Так, по её словам, следует «либо скорректировать действующий Жилищный кодекс, либо определить связь между стандартами деятельности, определение которых, согласно положению законопроекта, предоставляется саморегулируемым организациям, и стандартами, которые уже указаны в 161 статье Жилищного кодекса; определить необходимость саморегулирования в случае, когда застройщик осуществляет эксплуатацию; предложить дифференцированный размер взноса в компенсационный фонд, который бы зависел от квадратного метража».

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин указал на схожесть сферы саморегулирования в области строительства и в области жилищно-коммунального хозяйства, а также привёл статистические данные, согласно которым «в России в сфере строительства действует 442 СРО, в которые входит 143 тыс. юридических лиц. За время их работы принято 56 СНИПов и 80 ГОСТов». По словам А.Сидякина, «это результат непосредственного взаимодействия Национального объединения строительных саморегулируемых организаций и Министерства регионального развития». «Собственные стандарты, которые разрабатываются саморегулируемыми организациями – это то, чего нам не хватает в сфере ЖКХ», - заключил А.Сидякин.

По итогам обсуждения участники парламентских слушаний в качестве основной проблемы обозначили неэффективность регулирования рынка управления жилищным фондом и неорганизованность профессионального сообщества как такового, а также отметили необходимость формирования сбалансированного административного, общественного и рыночного контроля с возможностью влияния на текущую ситуацию.

В качестве возможных путей решения этой проблемы они предложили:

- Обеспечить ответственность организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, посредством введения обязательного членства таких организаций в специализированных саморегулируемых организациях.

- Ввести обязательную систему страхования гражданской ответственности управляющих организаций за причинение ущерба третьим лицам, а также за неисполнение договора управления многоквартирным домом.

- Ввести обязательную систему профессиональной подготовки и уровня квалификации работников управляющих организаций.

Участники слушаний также рекомендовали Правительству Российской Федерации: обеспечить скорейшее утверждение стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами; обеспечить скорейшее утверждение состава минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядка их оказания и выполнения.

Источник: официальный сайт Государственной Думы РФ