Коммунальные счета ставят рекорды: кто виноват и что делать

Жители российских городов, получившие после Нового года «космические» счета за услуги ЖКХ, хватаются за голову.

Одна из главных причин неожиданного для потребителей взлета – новый порядок расчета платы за потребление ресурсов на общедомовые нужды (ОДН), уже получивший определение «сырого» и «непроработанного». При этом одной из задач текущего дня является побуждение к установке приборов учета как граждан, опасающихся, что новая статья расходов пробьет брешь в семейном бюджете, так и предпочитающих плыть по течению управляющих компаний.

 Хотели как лучше

«Новый порядок расчетов за ОДН ставят крест на экономии», – сообщают регионы. Сам Минстрой РФ в лице замглавы ведомства Андрея Чибиса признал, что благие намерения, призванные сделать платежи собственников жилья понятными и предсказуемыми, обернулись неидеальным исполнением. Корень зла сокрыт в действующих на региональном уровне нормативах потребления коммунальных ресурсов, которые могут различаться и различаются в разы. К примеру, норматив расходов на электроэнергию в стандартном девятиэтажном доме в Омске в два раза выше аналогичного показателя, утвержденного в Новосибирске.

Напомним, что до 1 января 2017 года граждане рассчитывались за ОДН исходя из показаний приборов учета, что приводило к равномерному распределению небаланса за воду и электроэнергию на всех жителей многоквартирного дома и к справедливому негодованию граждан. Начиная с нового года в соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ, плата за общедомовые нужды на воду, водоотведение, электричество и отопление перенесена в состав жилищных услуг, а объем расходов на ОДН ограничен нормативом, установленным субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.

«Непонимание структуры и объема выставляемых начислений за общедомовые нужды и невозможность контроля этой строки в квитанции вызывало справедливые нарекания потребителей, – поясняет суть нововведения замглавы Министерства строительства и ЖКХ, главный жилищный инспектор РФ Андрей Чибис. – Изменение схемы оплаты должно сделать эту часть расходов на ЖКХ более прозрачной». Такая позиция Минстроя вызывает одобрительную реакцию и на уровне отдельно взятых регионов. «Введение нормативов ОДН призвано прекратить практику, когда все неучтенные потери, перерасход коммунальных ресурсов перекладывались на плечи всех собственников помещений в многоквартирном доме, – считает замглавы администрации Ивановской области Максим Громов. – Теперь разница, возникающая между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальных счетчиков за вычетом норматива, оценивается в соответствии с федеральным законодательством как некачественное обслуживание дома и ложится на плечи управляющей компании».
Как сообщил Андрей Чибис, закон, изменяющий структуру оплаты, был принят в июне 2015 года, одновременно было дано поручение проверить экономическую обоснованность установленных нормативов. На практике ряд субъектов РФ не выполнил это задание до сих пор. Минстрой уже отдал приказ утвердить обновленные нормативы, «соответствующие реальному положению дел», не позднее 1 июня 2017 года. Органам Госжилинспекции предстоит проверить корректность устанавливаемых нормативов.

Ульяновск возразил Минстрою

А тем временем губернатор Ульяновской области Сергей Морозов сообщил, что расчет коммунальных расходов в регионе будет вестись в соответствии с показаниями приборов учета – в случае, если этот расход не превышает установленных нормативов. Такие правила будут действовать в регионе до 1 июня этого года, до утверждения новых нормативов, определяющих размер платы за ОДН в многоквартирных домах. Как пояснил глава комитета по ЖКХ Законодательного собрания Ульяновской области Геннадий Антонцев, это решение должно защитить горожан от взрывного роста платежей за ОДН, связанного как с чрезмерно высоким нормативом, так и с тем, что при расчете размера платы учитывается вся площадь общедомового имущества, включая технические этажи, чердаки и подвалы.

Судя по последовавшим вслед за сообщениями из Ульяновска разъяснениям Минстроя, у заботящихся об экономии граждан остается возможность платить за ОДН в соответствии с фактическим объемом потребления даже после 1 января 2017 года. Эта возможность предоставляется при условии, что многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета и фактический объем ресурса, потребленный на общедомовые нужды, меньше норматива. В данном случае плата за ОДН по‑прежнему рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и / или нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально принадлежащей им площади.

 Поставить на счетчик

Еще один фактор роста коммунальных счетов – очередное повышение санкций за отсутствие общедомовых приборов учета. Начиная с 1 января 2017 года повышающий коэффициент вырос с 1,4 до 1,5. Возможно, что эта перспектива стала особенно болезненной для тысяч жителей Петрозаводска, получивших в феврале этого года существенно подросшие коммунальные квитанции после предоставленной им ранее отсрочки.

Как поясняет ПАО «ТГК-1», в течение полугода энергокомпания вела работу с управляющими компаниями города, инициируя процесс установки общедомовых приборов учета в домах Петрозаводска и не применяя новой схемы начисления. Судя по тому, что жители 480 многоквартирных домов Петрозаводска получили в феврале счета за отопление с применением повышающего коэффициента, надлежащее «оприборивание» города откладывается на более продолжительный срок. Впрочем, у горожан остается возможность получить перерасчет за примененный ранее повышающий коэффициент при условии, что общедомовой прибор учета тепла будет установлен не позднее 31 марта 2017 года.

Задача «постановки на счетчик» более чем актуальна и для других регионов нашей страны. Так, в полумиллионном Новокузнецке общедомовыми приборами учета оборудовано около трети многоквартирных домов города, в то время как в соседнем Кемерове «оприборено» почти 100 процентов жилфонда. Как поясняет депутат горсовета Андрей Кузнецов, такое положение дел связано как с объективными обстоятельствами (часть домов Новокузнецка не имеет технической возможности для установки тепловых узлов), так и с инертностью граждан плюс бездействием управляющих компаний. Победить инерцию призваны дополнительные полномочия, которые предполагается доверить единому городскому центру энерго­сбережения.
«Суть предлагаемой идеи – в том, что одна организация на основании доверенностей от ресурсоснабжающих организаций собирает повышающий коэффициент в городе в целом, – поясняет депутат новокузнецкого горсовета, он же руководитель одной из управляющих организаций Сергей Реут, подчеркивающий, что принципиальное согласие теплоснабжающих организаций Новокузнецка «уже получено». – По прошествии условленного срока мы приходим в центр, забираем 50 процентов средств, проплачиваем подрядчику работы, устанавливаем ОДПУ, подписываем акт, и жители навсегда перестают платить повышающий коэффициент. Это единственный способ решения данной проблемы, и у каждого жителя будет четкое понимание, что деньги, необходимые для выполнения энергосберегающих мероприятий, соберутся, например, за восемь месяцев».

Севастополю предоставят отсрочку

Отдельная тема – постановка на учет самого молодого из российских регионов, Республики Крым и города Севастополя. Как стало известно в январе этого года, Законодательное собрание Севастополя выступило с инициативой продлить сроки установки приборов учета воды, тепловой и электрической энергии до 1 июля 2018 года, сроки установки газовых счетчиков – до 1 января 2021 года. Напомним, что согласно федеральному законодательству собственники жилых домов, квартир и дач были обязаны выполнить это требования до 1 июля 2012 года (в случае с установкой газовых счетчиков предельный срок продлен до 1 января 2019 года).

«И управляющим компаниям, и собственникам необходимо время для подготовки к установке приборов учета», – пояснил суть инициативы депутат от Севастополя, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрий Белик, напомнивший о том, что сети Севастополя отличаются крайне высокой степенью износа. По его словам, оснащенность Севастополя приборами учета холодной воды составляет 79 процентов, приборами учета центрального отопления и электроэнергии – 17 процентов, счетчиками горячей воды – всего 2 процента.

Инициатива региональных парламентариев встретила положительную реакцию Комитета по энергетике Госдумы. Данный законопроект принят депутатами в первом чтении.

Источник: http://www.eprussia.ru/epr/313/8942118.htm