Наш адрес:
656031, Россия, Алтайский край,
г.Барнаул, ул.Молодежная, 68а, каб.100
Телефон: 8-905-980-21-48
Электронный адрес: info@gkh-altai.ru
Союз жилищно-коммунальных организаций Алтайского края
Наш адрес:
656031, Россия, Алтайский край,
г.Барнаул, ул.Молодежная, 68а, каб.100
Телефон: 8-905-980-21-48
Электронный адрес: info@gkh-altai.ru
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" с 01.01.2014 на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда, проводить которую должны все без исключения работодатели, каковыми также являются и ТСЖ, ЖК, ЖСК.
В действующей редакции ст. 212 ТК РФ, в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда, работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Данные требования также содержатся в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426-ФЗ), которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Частью 3 данной статьи исключены следующие категории работников, в отношении которых не проводится специальная оценка условий труда, а именно:
Следовательно, если заключенные товариществом трудовые договоры не попадают под перечисленные категории, то в отношении них должна проводиться специальная оценка условий труда.
При этом, согласно ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
Таким образом, при отсутствии вышеуказанных оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, работодатель вправе не проводить спецоценку в течение 5 лет с момента проведения аттестации рабочих мест.
В свою очередь, не проведение товариществом указанных мероприятий может быть квалифицированно, как нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Так, например, постановлением Саратовского областного суда от 28.08.2014 по делу № 4А-536/2014 была подтверждена правомерность привлечения в марте 2013 года к административной ответственности управляющего ТСЖ по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, в том числе в связи с не проведением аттестации рабочих мест по условиям труда.
Также, как аналогию с аттестацией рабочих мест, стоит отметить апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 10.09.2012 по делу № 33-4009АП/2012, которым были удовлетворены исковые требования прокурора г. Сыктывкар к ТСЖ об обязанности провести аттестацию рабочих мест, поскольку неисполнение обязанности по аттестации рабочих мест нарушает права работников на безопасные условия труда и может повлечь за собой неблагоприятные последствия.