Комплексная автоматизация управляющих компаний муниципального образования и региона

Автор: Шейда Елена,
начальник отдела развития НИЦ «Системы управления»

Одним из актуальных вопросов для каждого региона сегодня является разработка и реализация схем повышения эффективности деятельности управляющих компаний ЖКХ.

Причем основные проблемы реформирования ЖКХ сместились в практическую плоскость.

Автоматизация предприятий ЖКХ региона рассматривается как действенный инструмент для выполнения распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 №102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».

Для решения задачи повышения эффективности деятельности управляющих компаний ЖКХ муниципального образования, а также всего региона в целом, к сожалению, существует небольшое количество разработок. Одна из них - Комплекс программ «Управление ЖКХ», разработанный Научно-исследовательским центром «Системы управления».

Ценность данного разработчика в том, что Научно-исследовательский центр «Системы управления» позиционирует себя как структуру, которая занимается инновационными разработками в области проектирования и автоматизации управления социально-экономическими системами и способствует внедрению инноваций для решения задач проектирования и автоматизации управления организациями жилищно-коммунального комплекса.

Поэтому, рассмотрим эффективность Комплексной автоматизации управляющих компаний муниципального образования и региона на примере данной разработки.

Для департаментов ЖКХ регионов РФ внедрение комплекса программ «Управление ЖКХ» обеспечивает:

1) Соблюдение Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» (распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 №102-р)

Учет по всем предприятиям ведется в единой информационной системе. А ведь создание Единой Муниципальной Базы Информационных Ресурсов в ЖКХ (ЕМБИР) – основной ориентир Комплексной программы реформирования ЖКХ 2010-2020гг. Именно ЕМБИР лежит в основе муниципальной информационной системы (МИС) сервисно-ориентированной архитектуры и используется для создания эффективной системы управления ЖКХ муниципалитета и региона в целом.

2) Реализация государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» (распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 №1815-р)

Переход к современному информационному обществу, создание информационных технологий и систем на основе сервисно-ориентированной архитектуры, создание и развитие электронных сервисов (web-сервисов) в области ЖКХ – этому способствует развитие сети интернет-сайтов/порталов компаний ЖКХ региона, интегрированных с учетными системами.
На сайтах ЖКХ, предлагаемых НИЦ «Системы управления» есть возможность знакомиться со всей информацией о деятельность обслуживающих компаний, о расходовании средств в разрезе домов, но и пользоваться сервисами по оплате жилищно-коммунальных услуг, делать заявки на работы, заказывать справки в паспортном столе и многое другое.
И вся эта информация попадает из учетных систем на сайт и обратно в автоматическом режиме!

3) Выполнение распоряжения Главы Администрации города Тюмени N 393-рг «Об организации работы по формированию и выполнению программы «Выход предприятий жилищно-коммунального комплекса на безубыточный уровень работы».

Контролю за выполнением данного Распоряжения способствует автоматическое формирование ежеквартальных отчётов по единой для всех предприятий ЖКХ форме. Автоматизация этого процесса позволяет сдавать отчеты вовремя и без ошибок, вызванных ручным вводом информации.

4) Полный контроль над деятельностью предприятий ЖКХ региона

Прозрачность работы сферы ЖКХ региона обеспечивается благодаря подробным отчётам о деятельности муниципальных образований и о деятельности управляющих компаний этих образований.

Возможность автоматического сравнения плана и факта (по расходованию средств и материалов, по выполнению работ, по собираемости платежей) гарантирует недопущение перерасхода и контроль над целевым расходованием средств.

5) - Мониторинг предприятий ЖКХ на уровне региона

Единая информационная система позволяет видеть максимально полную картину происходящего, обеспечивая понимание и прозрачность функционирования процессов предприятий жилищно-коммунальной сферы. Все управляющие компании работают по единому стандарту, в одинаковых информационных базах с едиными для всех формами отчётов и документов.

Кроме того, учет деятельности всех компаний ЖКХ региона в единой системе гарантирует предотвращение предоставления недостоверной информации органами ЖКХ.

- Мониторинг предприятий ЖКХ на уровне муниципальных образований

Программный комплекс «Управление ЖКХ» даёт действенные инструменты для выявления прибыльности или убыточности предприятий ЖКХ. Это позволяет регулировать рынок управляющих компаний, действующих в рамках МО.

- Мониторинг предприятий ЖКХ на уровне отдельной управляющей ЖКХ

Комплекс программ «Управление ЖКХ» обеспечивает информативность и удобство для жильцов за счет предоставления он-лайн сервисов (просмотр энергопотребеления за любой период, он-лайн оплата жилищно-коммунальных услуг, отправка заявок в аварийно-диспетчерскую службу, формирование и печать квитанций и мн.др.), а также за счет предоставление всей отчетности по деятельности УК за выбранный период.

6) Энергоэффективность

Программный комплекс «Управление ЖКХ», модуль «Сбор и обработка показаний с приборов учета» помогает контролировать за расходами в каждой управляющей компании, что в общей сложности (опять же благодаря ведению учета в единой системе) дает контроль за расходами муниципального образования и наконец всего региона.

А контроль - это предотвращение аварий и связанных с ними дополнительных расходов.

Имея перед глазами подробную историю по расходу энергоресурсов с детализацией до каждого счетчика, можно контролировать и не допускать указание в отчетах ложной информации. В свою очередь система также проверяет наличие ошибок при вводе.

На ресурсосбережение напрямую влияет и своевременное информирование о поломках или авариях систем снабжения ресурсами по средствам писем на электронную почту или по средствам автоматического оповещения по смс, что позволяет делать программа «Сбор и обработка показаний с приборов учета» (один из модулей комплекса программ «Управление ЖКХ»).

7) Экономия средств

За счет предотвращения аварийных ситуаций экономятся средства, в том числе и бюджетные. И программный комплекс «Управление ЖКХ» позволяет этого добиться благодаря всестороннему автоматизированному учету заявок и жалоб, и контролю за их исполнением (в модуле «Аварийно-диспетчерская служба»).
Автоматизация учета гарантирует увеличение оперативности обработки заявки, что дает сокращение расходов на ликвидацию последствий аварий и поломок.

Поддержка съема данных с любых типов приборов учета в модуле «Сбор и обработка показаний с приборов учета» дает экономию на приобретении дополнительного программного оборудования на съем показаний с любого типа счетчиков.

Ну и конечно, имея систему по автоматизированному съему показаний с этих приборов, идет экономия на оплате специалистов по сбору показаний с приборов.

8) Повышение собираемости платежей, рентабельности предприятий ЖКХ региона

Повышение рентабельности работы сектора ЖКХ региона идет в том числе благодаря более рациональному использованию поступающих от жителей средств внутри каждого муниципального образования, внутри каждой управляющей компании. Именно на эти цели работает модуль «Подомовой учет и отчетность» комплекса программ «Управление ЖКХ».

Одна из важных проблем сектора ЖКХ всех регионов страны – проблема неплатежей. Контролировать этот процесс помогают богатые возможности программы «Начисление ЖКУ» комплекса программ «Управление ЖКХ». А ведь даже контроль над должниками дает значительное сокращение дебиторской задолженности.

9) Повышение лояльности общества к предприятиям жилищно-коммунальной сферы

Недовольство населения жилищно-коммунальными услугами идет из-за непонимания действий, которые предпринимают муниципальные образования, а конкретно управляющие компании в процессе содержания и управления жилым фондом. Жители не разделяют принимаемые меры.

Решить эту проблему можно, сделав максимально прозрачной и открытой деятельность МО.

Наличие сайтов ЖКХ у каждой компании ЖКХ и у муниципального образования в частности, интегрированных с информационным комплексом «Управление ЖКХ», повысят лояльность и доверие со стороны собственников жилья благодаря согласованию планов работ и мероприятий по жилому фонду с жителями (инструменты планирования программы «Подомовой учет и отчетность»), благодаря справедливости назначения (программа «Начисление ЖКУ»), благодаря четкому распределению собранных средств по домам (инструменты по распределению средств и отчетность программы «Подомовой учет и отчетность»).

10) Автоматизация в минимальные сроки

Минимизировать период внедрения программного комплекса на предприятиях ЖКХ региона позволяет то, что весь комплекс реализован на знакомой всем платформе «1С:Предприятие». Ведь большинство работников, задействованных в учете знакомы и с интерфейсом программ 1С и с принципами работы в этих программах.